Дефектолог работает с необычными детьми, воспитывает их, помогает адаптироваться к окружающему миру. Основная задача дефектолога – выявление аномалий развития ребенка, их происхождение, особенности, разработка коррекционных мероприятий. Дефектологу необходимо обладать знаниями в области неврологии, психологии, педагогики. Специалист проводит диагностику уровня развития ребенка, оказывает помощь родителям, проводит беседы о воспитании и понимании своего ребенка. Работа дефектолога требует глубоких профессиональных знаний и большого желания помогать необычным детям. Основными обязанностями дефектолога являются: обследование детей и определение степени имеющегося отклонения, проведение коррекционных занятий для восстановления нарушенных функций, консультирование родителей по методам и приемам оказания помощи своим детям.
Специальной подготовки к приему врача дефектолога не требуется. При наличии анализов, обследований, заключений других врачей, их необходимо предоставить.
Показания к приему дефектолога:
- отсутствие или задержка речевых навыков;
- ограниченный словарный запас в раннем возрасте;
- общение отдельными словами или знаками;
- избегание речевого общения;
- невнимательность, неусидчивость;
- нестабильные эмоциональные реакции;
- игнорирование просьб, выполнения заданий;
- невнятная речь;
- ребенок слишком быстро или слишком медленно произносит звуки;
- заикание;
- замена слоговой структуры слова;
- ребенок не различает цвета, путается во времени и пространстве;
- нарушение слуха и зрения;
- аутистические расстройства;
- приобретенные или врожденные заболевания опорно-двигательного аппарата;
- задержка психического или психомоторного развития;
- поражение центральной нервной системы;
- умственная отсталость;
- сложности с обучением в дошкольном учреждении или школе.
Дефектолог проводит диагностические и коррекционные занятия с детьми в индивидуальном порядке. Частота и продолжительность занятий зависят от выявленного нарушения и возраста ребенка. Цель работы дефектолога – коррекция пробелов в развитии ребенка по многим направлениям: развитие моторики и сенсорных процессов, формирование пространственно-временных отношений, умственное развитие, нормализация ведущей деятельности возраста, формирование представлений о предметах и явлениях, обогащение словарного запаса и развитие связной речи, готовность к восприятию учебного материала, формирование умений и навыков для усвоения программного материала.